. Право на обращение.
Право на обращение, закрепленное ст. 40 Конституции Украины, в которой говорится: ”Все имеют право направлять индивидуальные, коллективные письменные обращения, лично обращаться к органам государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок”.
Закон Украины ”Об обращении граждан” от 2 октября 1996 года № 393/96-ВРзакрепляет такие особенности реализации права на обращение, как:
- внесение предложений в органы публичной и государственной власти относительно улучшения их деятельности;
- вскрытие недостатков в работе органов публичной и государственной власти (личная инициатива);
- обжалование действий должностных лиц, государственных и общественных органов.
В соответствии с современным украинским законодательством все обращения граждан, независимо от того в какой форме они изложены письменной или устной, условно можно разделить на 3 вида: предложение (замечание), заявление (ходатайство) и жалоба, причем необходимо четко различать эти понятия.
Предложение (замечание).
Предложение (замечание) – это обращение граждан, цель которого оптимизация, рационализация деятельности органов публичной и государственной власти, депутатов всех уровней, должностных лиц, заявка на услугу, инициатива и рекомендация по внедрению, модернизации процессов и механизмов управления. Кроме того, предложение может содержать выраженное мнение относительно вопросов урегулирования общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствования действующей правовой базы, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.
Заявление (ходатайство).
Заявлением (ходатайством) является обращение граждан с просьбой о содействии реализации их прав и интересов, сообщение о нарушении действующего законодательства, выявленных недостатках, в работе предприятий, учреждений, организаций, депутатов всех уровней, должностных лиц. Дополнительно заявление может содержать конкретное предложение по устранению недостатков и улучшению деятельности предприятий, учреждений, организаций, депутатов всех уровней, должностных лиц. Следует отметить и уточнить, что ходатайство является письменным обращением с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод.
Жалоба.
Жалобой называем обращение с требованием о возобновлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных в результате принятых решений, действий или бездействия публичных и государственных органов власти, их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан. В данном случае к решениям, действиям или бездействию, которые могут быть обжалованы, относим:
- те решения, действия, бездействие, которыми нарушаются права, законные интересы и свободы гражданина (группы граждан);
- те решения, действия, бездействие, которыми создаются препятствия для осуществления гражданином его законных интересов, прав и свобод;
- те решения, действия, бездействие, которыми незаконно возложены на гражданина какие-либо обязанности или он незаконно привлечен к ответственности.
Как оформить письменное обращение к народному депутату?
Таким образом, перед написанием обращения вы должны четко сформулировать проблему или вопрос и правильно избрать необходимый вид обращения. Обращаем внимание на то, что в зависимости от содержания обращения, избирается лицо, к которому это обращение будет направлено. Говоря об обращении к народным избранникам всех уровней, отметим, что с вопросами сугубо местного характера необходимо обращаться к депутатам местных советов, с более серьезными и масштабными проблемами – к народным депутатам Украины (то есть к народным депутатам Верховной Рады Украины).
Обращение должен быть адресовано тому органу или лицу, в круг полномочий которого входит рассмотрение затронутых в обращении вопросов. Обращение может быть подано как отдельно взятым гражданином, так и группой граждан.
Обращение может быть подано в письменной или устной форме (во время личного приема граждан депутатом, другим уполномоченным лицом), обращение, поданное в письменной форме, обязательно должно быть подписано обратившимся лицом или группой лиц.
Из опыта работы и, как правило, рекомендуем вам начинать обращение со слов: “Уважаемый (имя и отчество)”, а закончить: “ С уважением к Вам”.
Обращения к депутату излагается в произвольной форме. Однако в настоящем документе вам обязательно нужно указать:
- фамилий, имен, отчеств обратившихся, название коллективов, общественных организаций и групп интересов, с целью обращения к ним в ответе;
- указать адрес, на который вы просите послать ответ. Учитывая развитие политики государства, направленной на установление партнерских отношений между уполномоченных им органов и общественностью, с целью быстрого и своевременного обмена информацией указать электронный адрес и контактный телефон;
- четко и ясно изложить суть затронутого вопроса или проблемы
- изложить депутату конкретное предложение его действий по сути обращения, с целью оправдания ваших ожиданий, по возможности нормативно-правовой аргументацией;
- перечислите перечень документов, которые вы добавляете к письму.
Рекомендуемая схема обращения:
вступительная часть - содержит пояснения обстоятельств, которые стали предпосылкой для обращения (почему этот вопрос должен решить именно тот к кому вы обращаетесь);
мотивировочная часть - раскрывает суть обращения (что собственно произошло и требует разрешения);
результативная часть - цель обращения и ожидаемый результат рассмотрения обращения (чего вы в итоге хотите, и что для этого нужно сделать).
Такой вид обращения как жалоба на принятое решение публичным или государственным органом управления, его должностным лицом должно быть направлено в адрес органа или должностного лица высшего уровня, на протяжении года с момента принятия решения которое обжалуется, но в любом случае не позже одного месяца ознакомления с ним заявителя или уполномоченного им лица.
Следует заметить, что в основе обращения должна быть реальная и важная проблема (вопрос) социального или правового характера, то есть не советуем вам обращаться к депутатам всех уровней с просьбой переселить вашего соседа на этаже, поскольку вам не нравится цвет его галстука.
Помните, что не рассматриваются обращения:
- без указания местожительства или не подписанное автором, то есть анонимное обращение;
- обращения от одного и того же лица к одному и тому же органу (должностному лицу) по одному и тому же вопросу, который по сути уже был решен данным органом (должностным лицом);
- обращение-жалоба с просроченными контрольными сроками обжалования;
- обращение, поданное лицами, которые признаны недееспособными в судебном порядке.
Написать депутату.
Письменное обращение лучше посылать адресату заказным письмом или лично заносить в соответствующую приемную. Посылать такую корреспонденцию нужно по адресу Верховной Рады Украины:
Народному депутату Украины
Фамилия, инициалы депутата
ул. Грушевского, 5
м. Киев
01008
По этому адресу письмо попадает в отдел экспедиции Верховной Рады Украины, где их сортируют и раскладывают по ячейкам, которые закреплены за каждым депутатом. Служебную корреспонденцию, которая находится в этом почтовом ящике, забирает депутат или его помощник.
Однако стоит знать, что факт вручения писем, не фиксируют ни в каких документах, и депутат нигде не расписывается во время получения корреспонденции. Кроме того, доступ к упомянутым папкам имеют не только народные депутаты, но и их помощники – консультанты. Поэтому, часто письма избирателей теряются. Поэтому советуем направлять депутатам заказные письма с сообщением, а еще лучше – с описанием их содержимого. Так вы будете иметь гарантию, что ваше обращение дойдет до адресата.
Согласно инструкции по делопроизводству в аппарате Верховной Рады Украины регистрации подлежат документы, которые имеют установленные реквизиты оформления (наименование или бланк с указанием названия учреждения или организации, должности лица, которые направили документ, номер и дату документа, адрес, подпись или печать, ее заменяющую.
Если вы проживаете или временно находитесь в Киеве, то письма можно занести в экспедицию лично. В таком случае рекомендуем зайти в помещение комитетов Верховной Рады по ул. Садовой, 3, и позвонить по телефону в отдел экспедиции по номеру 255 27 53. К Вам выйдет работник этого отдела и примет письма.
Обращения, которые оформлены должным образом и поданы в установленном порядке, подлежат обязательному рассмотрению, то есть вам не могут отказать в принятии обращения.
В случае если должностное лицо (помощник депутата, секретарь, работник из канцелярии или экспедиции) без уважительных причин откажет Вам в принятии обращения, жалобы или заявления - требуйте письменных объяснений причин, препятствующих в реализации конституционного права.
Права гражданина при рассмотрении заявления или жалобы.
Согласно статье 18 Закона Украины “Об обращении граждан” гражданин, который обратился с заявлением или жалобой имеет право:
- лично изложить свои аргументы тому лицу, которое проверяло заявление или жалобу;
- принимать участие в проверке заявления или жалобы;
- знакомиться с материалами такой проверки;
- подавать дополнительные материалы или требовать запроса таких материалов органом, который рассматривает заявление или жалобу;
- присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;
- пользоваться услугами адвоката или другого представителя, если его полномочия оформлены в соответствии с действующим законодательством;
- получить письменный ответ о результатах рассмотрения поданного заявления или жалобы;
- выражать устно или в письменном виде просьбы тайного рассмотрения заявления или жалобы, требовать выполнения такой просьбы;
- требовать возмещения убытков, которые были причинены в результате нарушения установленного порядка рассмотрения обращений.
Однако, каждый избиратель всегда может воспользоваться еще одним важным средством влияния – своим голосом, не отдав его, за кандидата в депутаты на следующих выборах...
Уважаемые жители города! Будьте активным, не давайте напрасно тратить время тем, кого мы с вами избрали, и помните: успешные действия каждого из нас – это предпосылка для успеха всего общества.
Данный материал разработан в рамках программы «Доступ общественности к законотворческому процессу» Программы содействия Парламенту Украины II.