ПОТЕРЯ СОЗНАНИЯ ПРИ НЫРЯНИИ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ
Shallow-water blackout (SWB) - потеря сознания при нырянии с задержкой дыхания в результате недостатка кислорода. Впервые это явление было описано
S. Miles как "latent hypoxia". Shallow-water blackout - это термин, означающий неожиданную потерю сознания у дайверов, использующих кислородные дыхательные аппараты закрытого типа (ребризеры) на небольших глубинах.
Проф. Paul Sheffield, из лекции на медицинском семинаре в Bonaire, 1996
SHALLOW-WATER BLACKOUT (Latent hypoxia)
Потеря сознания чаще всего наступает в интервале 5-ти метров от поверхности, когда расширяющиеся легкие "высасывают" кислород из крови ныряльщика. Однажды, потеряв сознание, вы умрете. Блэкаут наступает быстро, неожиданно и без предупреждения. Как правило, жертвы этого явления умирают, так и не осознав, что же произошло.
Ежегодно только в США тонет около 7000 человек. Craig в 1976 проводил опрос среди тех, кому удалось выжить в таких ситуациях. Все они делали гипервентиляцию перед плаванием, и никаких предвестников потери сознания у них не наблюдалось. Гипервентиляция применяется ныряльщиками для того, чтобы понизить концентрацию СО2 и увеличить время задержки дыхания.
Начинающие ныряльщики с задержкой дыхания, из-за разности в адаптации, как
правило, не всегда достигают этого состояния. Ныряльщики среднего уровня - это та категория, которая подвергается наибольшей степени риска. В ходе тренировки на увеличение результата, их физиологическая и психологическая адаптация позволяет им нырять глубже и оставаться под водой дольше с каждым новым тренировочным днем. От этого также не защищены и "продвинутые" ныряльщики.
Состояния, которые способствуют возникновению латентной гипоксии(SWB)
Гипервентиляция
Гипервентиляция - это чрезмерно интенсивное дыхание, состоящее в увеличении скорости дыхания или его глубины (или обоих). С помощью гипервентиляции НЕВОЗМОЖНО накопить в организме дополнительный кислород. Напротив, она даже способна обеднить ткани организма кислородом. Притягательным моментом гипервентиляции является понижение количества углекислоты в крови. Частое и глубокое дыхание уменьшает это количество стремительными темпами. Но ведь ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, А НЕ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КИСЛОРОДА ВОЗБУЖДАЕТ
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР!!!
Начинающий ныряльщик очень чувствителен к уровню углекислого газа. Даже интервал времени в 15 секунд способен настолько изменить этот уровень, что возникнет ощущение "пожара в легких". Подготовленный ныряльщик избавляется от избыточного количества углекислоты, тем самым, обманывая дыхательный центр. Обычно в ходе метаболизма человеческий организм производит углекислый газ в постоянном количестве, но этого количества может не хватить для возбуждения дыхательного центра до того момента, когда количество кислорода станет угрожающе
недостаточным.
Гипервентиляция приводит к некоторым изменения в центральной нервной системе. Избыточная гипервентиляция приводит к уменьшению кровоснабжения головного мозга, а так же к судорогам в конечностях. В то же время умеренная гипервентиляция приводит человека в состояние эйфории и самодовольства. Это все может привести к опасным или даже трагическим последствиям, происходящим из-за слишком долгого отсутствия дыхания - БЛЭКАУТУ (потере сознания).
Изменение давления во время всплытия также способно уменьшить количество
кислорода в крови из-за механизма, связанного с парциальным давлением. Давления
газов, а именно кислорода и углекислого газа, постоянно изменяются в организме.
Газы распределяются между легкими и тканями. Организм "высасывает" кислород из
легких по мере необходимости. В ходе погружения концентрация кислорода в легких
возрастает вследствие роста давления воды.
По мере того, как мозг и ткани расходуют кислород, все больше он становится доступным, если ныряльщик продолжает погружение. Это все отлично работает до тех пор, пока кислород в легких имеется в достаточном количестве. Но только во время погружения. Проблемы начинаются при всплытии. Расширение легких при подъеме (обусловленное тем, что падает давление воды) вызывает быстрое падение концентрации кислорода до критических величин. Состояние, при котором кислород из легких направляется в ткани, становиться полностью противоположным. Это явление сильнее всего проявляется в последние несколько метров до поверхности, когда наблюдается самое большое расширение объёма легких. Вот в таких ситуациях чаще всего и случается потеря сознания. Как правило, нет НИКАКИХ предвестников этого. Результатом критического количества кислорода становится отключение мозга.
Закон Дальтона о парциальных давлениях :(P воздуха = PO2 + PN2 + P других газов). Если давление в газовой смеси уменьшается, парциальное давление всех компонентов уменьшается в таком же соотношении. Гипоксия от гипервентиляции перед нырком компенсируется повышением парциального давления кислорода во время погружения. В течение погружения, объем легких уменьшается из-за сжатия грудной клетки, что приводит к росту PO2, PCO2 и PN2.
В легких в результате интенсивного дыхания PCO2 уменьшается. Когда вследствие повышенного давления объем легких уменьшается наполовину, PO2 увеличивается, PCO2 также растет, но из-за заниженного начального РСО2 наблюдается явление, именуемое "обратным градиентом". На это кровь реагирует следующим образом: увеличивается респираторный алкалоз и количество оксигемоглобина. Химики записали это вот так: CO2 + H2O - H+ + HCO3.
Химорецепторы внутри сонной артерии уменьшают частоту сердечных сокращений и это позволяет увеличить задержку дыхания. Наблюдается расширение сосудов головного мозга вызванное гипоксией. Далее происходит быстрый расход кислорода, в то время как РСО2 не достаточно для возбуждения дыхательного центра, это продолжается до тех пор, пока соотношение не достигнет критической точки. Эта критическая точка (PCO2/PO2) у хорошо тренированного человека гораздо более ниже (меньшая чувствительность к увеличению РСО2 и уменьшению РО2). Быстрое потребление кислорода (например при преследовании крупной рыбы) задерживает эту точку из-за того, уровень РСО2 высок и при этом высока физическая нагрузка. У ныряльщика появляется ощущение легкости в голове, головокружение, сильнейшее желание сделать вдох, "мурашки" в конечностях, жесткость мускулатуры, а затем потеря сознания.
Во время нахождения на глубине, где увеличенное легочное РО2 вызывает
увеличение коэффициента передачи кислорода от легких к крови, инциденты
встречаются гораздо чаще, чем в тех случаях, когда ныряльщик находится на
поверхности.
В связи с тем, что альвеолярное РСО2 увеличивается с повышением давления, СО2 не переходит из крови в легкие. Количество СО2 в артериальной крови стремительно растет (особенное во время физической нагрузки) и тогда ткани
тела начинают накапливать СО2. Тренированные ныряльщики имеют время своего
нахождения под водой порядка полутора минут, и стараются не превышать это
время, чтобы избежать потери сознания при всплытии.
Во время всплытия на поверхность легкие возвращаются к своему нормальному объему и РСО2 начинает поступать в легкие, но в то же время РО2 очень резко снижается.
В крови PCO2 увеличивается в зависимости от глубины и интенсивности
физической нагрузки. Очень глубокие нырки переводят большую часть СО2 в ткани
и таким образом усугубляют проблему. Это нормально для HgbO2. Когда переломная точка достигнута, химорецепторы, стимулируемые СО2, создают потребность в дыхании. Этому также способствует низкий уровень О2.
В мозге CO2 стимулирует дыхание. Расширение сосудов поощряет потребление кислорода. Наступает латентная гипоксия. Затем следует потеря сознания.
Во время всплытия расширяющиеся легкие изменяют градиент диффузии для кислорода. Небольшие глубины доводят этот градиент практически до нуля, и у ныряльщика наступает критическая стадия гипоксии. Гипоксия приводит к потере сознания, возможно даже раньше, чем ныряльщик достигнет поверхности.
Признаки и симптомы латентной гипоксии (SWB) :чрезвычайная слабость, дрожь, бессознательное состояние в воде, амнезия происшествия, утопление.
Link: 'Scuba Diving Explained'., Lawrence Martin, MD
Физиология SHALLOW-WATER BLACKOUT
В дополнение к изменениям из-за Закона Дальтона, имеются другие физиологические изменения, которые вступают в силу в течение shallow-water blackout и свободного ныряния.
Нырятельный рефлекс.
Человеческий организм способен к замечательной адаптации к подводной окружающей среде. Даже нетренированный ныряльщик покажет сильнейшее замедление частоты сердечных сокращений сердца при погружении. Это обычно упоминается как
НЫРЯТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС. Погружение лица в холодную воду заставляет сердце замедляться автоматически. Сжатие груди также может замедлить работу сердца. Нетренированный ныряльщик может испытывать изменения ЧСС до 40 процентов относительно нормы. Тренированные же спортсмены способны показывать замедление сердечной деятельности до 20-ти ударов в минуту.
Эффекты печени
Тренированные фридайверы развивают несколько других физиологических адаптаций, которые ведут к более глубоким и более продолжительным ныркам. Печень, действуя как резервуар крови, помогает тренированным спортсменам в увеличении результатов. Очевидно, их печень сжимается при нырянии, порождая выпуск дополнительных кровяных телец.
Благодаря William E. Hurford M.D., и соавторам, написавших в "The Journal of Applied Physiology", о печени японских ныряльщиц Ама. Они наблюдали уменьшение печени в размере на 20 процентов во время ныряния. В то же самое время их концентрация гемоглобина увеличилась на 10 процентов (Volume 69, pages 932-936,1990). Эта адаптация, подобная наблюдаемой у морских млекопитающих (увеличения концентрации кровяных телец до 65 процентов), могла увеличивать способность ныряльщиков принять кислород на поверхности. Это могло также увеличивать поставку кислорода к критическим тканям в течение нырка.
Интересно, что сокращение печени и, в результате, выпуск красных кровяных телец, не мгновенны - это начинает вступать в силу после четвертьчасового ныряния. Эта адаптация, также как и другие физиологические изменения, вероятно требует получаса для полного эффекта. Это могло бы объяснять увеличенную способность тренированных ныряльщиков после их первого получаса ныряния, и также может быть одной из причин необъясненной остановки сердца у водолазов с border line heart condition.
Адаптации другого рода
Имеются другие известные адаптация: кровеносные сосуды в коже сжимаются при условии низкого кислорода, чтобы оставить большее количество крови, доступной для важных органов, а именно сердца, мозга и мускулатуры. Изменения в химии крови позволяют телу нести и использовать кислород более эффективно. Эти
изменения, в действительности, отнимают последнюю молекулу доступного кислорода
от не необходимых органов. Наиболее важно умение ныряльщика приспособится к
более длинным периодам apnea. Он может игнорировать в течение более продолжительных периодов времени свой внутренний голос, который требует, чтобы он дышал.
Предотвращение SHALLOW-WATER BLACKOUT
SWB был горячей темой исследования для водолазных врачей в 1960-х, когда они разработали основную физиологию, описанную выше. Они также изучали истории
случаев SWB , опознавая несколько факторов, которые могут вносить вклад в это
состояние. Они включают гипервентиляцию, тренированность, индивидуальность,
концентрацию сознания и юность.
Использование гипервентиляции в подготовке к фридайвингу спорно. Никто не
возвражает, что продлевать гипервентиляцию до нескольких минут энергичного дыхания, сопровождаемого головокружением и покалыванием в руках и ногах, опасно.
Некоторые врачи полагают, что любая гипервентиляция смертельна из-за различий в
эффектах среди индивидуумов и конкретного человека в различное время. Другие
врачи, изучая профессиональных ныряльщиков типа Aмa из Японии, обнаружили, что они обычно осуществляли очень "мягкую" гипервентиляцию и глубокий вдох перед спуском. Их гипервентиляция очень легкая, они ограничивают ее скорость путем сжатия губ.
Возможно, самое лучшее решение может быть найдено в "U.S. Navy Diving Manual (Volume 1, Air Diving)", где записано: «Гипервентиляция воздухом перед нырянием - почти стандартная процедура и достаточно безопасна, если это не осуществляется слишком долго. Гипервентиляция воздухом не должна продолжаться больше трех или четырех вдохов-выдохов, и ныряльщик должен начать двигаться к поверхности, как только он замечает определенное желание возобновить дыхание. Изучите смертельные эффекты упражнений под водой и планируйте иметь дело с этой ситуацией».
Фридайверы учатся, чтобы продлить нырок, глубоко расслаблять мускулы (см. раздел о глубоких нырках). Большинство ныряльщиков минимально используют мускулатуру, кроме того случая, когда они борются с рыбой или освобождают якорь. Статья врача в Австралийском медицинском журнале подтверждает, что обычный сценарий смертных случаев в Австралии - опытный ныряльщик с надетым грузовым поясом и разряженным подводным ружьем.
Медицинские исследователи доказывают, что много смертных случаев в бассейнах, классифицируемых как утопление, являются действительно результатом SWB. Больше всего происшествий у подростков мужского пола и молодых взрослых, делающих попытку рекордов задержки дыхания, часто на спор. При утоплении жертв, особенно детей, были случаи реанимации после длительных периодов погружения в холодной воде 30 минут или больше. То же самое не истина для жертв, потерявших сознание в теплых плавательных бассейнах. Теплая вода ускоряет смерть, позволяя тканям, особенно мозговым тканям, продолжать метаболизм быстро, без кислорода и вызывает необратимые повреждения в клетках за считанные минуты.
ВЫВОДЫ
1. Во избежание нечастных случаев не осуществляйте гипервентиляцию более
трех-четырех вдохов-выдохов.
2. Уменьшайте деятельность на глубине.
3. Не забывайте об опасности при концентрации.
4. Не бойтесь сбросить грузовой пояс.
5. Избегайте нырков на выносливость.
6. Регулируйте ваш грузовой пояс так, чтобы обеспечить положительную плавучесть, начиная с 5-ти метров.
7. Не занимайтесь задержкой дыхания в бассейне самостоятельно, всегда имейте
квалифицированного наблюдателя.
8. Изучайте методы спасения и думайте о том, как бы вы могли их применять на
конкретной местности заранее, ныряете ли вы с берега, лодки или в бассейне.