ЗАЩИТИМ СВОИ ПРАВА,
или КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЧИНОВНИЧЬЕЙ РАТИ
Если вы соприкоснулись с несправедливостью, не опускайте рук, боритесь с ней до торжества правды и законности.
Мы научим вас отстаивать свои законные права в бюрократических лабиринтах.
В беседе с чиновником не старайтесь применить к нему свои моральные принципы. Не стоит обговаривать с ним такие категории, как «совесть», «сочувствие к ближнему», «патриотизм», «порядочность». Возможно, вы и получите определенное удовлетворение от дискуссии на эти темы, но единственный шанс для вас добиться результата — настаивать на исполнении закона!
Большую роль играет осознание гражданами, т.е. вами, своих конституционных прав, которыми вы должны руководствоваться, общаясь с органами власти.
Перед тем, как начинать жаловаться, загляните как можно глубже в свою обиженную душу и спросите себя: действительно ли вы готовы защищать собственное достоинство, моральные и материальные интересы – вплоть до победного конца? Сколько времени вы готовы потратить на это нелегкое дело: составление заявлений, выстаивание в очередях, хождение по кабинетам чиновников, стократное повторение одного и того же, стократное выслушивание одного и того же – вплоть до торжества справедливости?
Верите ли вы вообще, что для обычного жителя Днепропетровска (Днепропетровской области) победный финал возможен?
Но, возможно, хватит быть как все, пора начать отстаивать свои конституционные права, а не ждать, что кто-нибудь, когда-нибудь решит за вас все проблемы. Поэтому, если вы не передумали защищать свою уникальную личность, свое моральное, психическое и физическое здоровье или же свое драгоценное имущество, настройтесь на длинное захватывающее приключение, напряженное, как шахматный турнир, и опасное, как путешествие по незнакомой местности.
И пусть помогут вам эти простые неписаные правила
Правило 1.
Не верь, не бойся,
не проси
Просят, спрашивают и жалуются те, кто не имеет прав, – рабы. Свободный человек имеет права и достоинство – он требует соблюдения Закона.
Будьте сильны, получая бесконечные отписки, унижения или, возможно, угрозы чиновной рати.
Правило 2.
Не давайте чиновнику скучать!
Конечно, вы можете купить юридический справочник для населения и переписать из него классический образец жалобы. Образец сух и далек от вашей личной проблемы. Вам будет скучно его писать, а чиновнику – скучно читать. Не допускайте этой грубой ошибки! Напишите ярко и сильно, руководствуясь статьями законов! Напишите заявление так, чтобы чиновник осознал трагизм того, что с вами случилось, понял, что вы не отступитесь, и вспомнил о своей чиновничьей обязанности защищать Закон.
Правило 3.
Не поддавайтесь эмоциям!
Вас оскорбили в магазине, обманули в ЖЭКе, унизили в приемной директора. Все ваше естество возмущено, душа жаждет справедливости, и вы мигом берете 10 листов бумаги и пишете все, что думаете о начальнике ЖЭКа или директоре – на всех 10 листах. А в самом конце требуете отремонтировать канализацию или перекрыть крышу.
Вы просидели за столом бессонную ночь, исписали гору бумаги и чего в конечном итоге добились?
Вы дали чиновнику повод РАССЕРДИТЬСЯ на ваши слова. Вы сами, собственными руками дали ему право говорить с вами сварливым тоном не о сути проблемы, а о ваших слишком эмоциональных обвинениях. Вы лишили себя возможности жаловаться в высшие инстанции, ибо оскорбленный чиновник в любой момент докажет, что вы – скандалист, хам, мелкий хулиган.
Успокойтесь. И вы поймете, что ремонт крыши важнее. А тогда начинайте вежливо, грамотно и методически жаловаться. И что бы ни вытворял чиновник, не поддавайтесь эмоциям. Эмоции – это тоже ваше оружие, но нужно хорошо знать, когда и где его применять.
Следовательно, вы «верите», что чиновник – верный слуга Закона, который от перегрузок немного что-то недосмотрел, ошибся, забыл, перепутал. А вы вежливо указываете ему на недосмотр и при этом твердо настаиваете на соблюдении законности.
Правило 4.
Действует только письменная жалоба
Для чиновника существует только то, что написано, подписано, датировано, зарегистрировано и обозначено как «входящий» или «исходящий». Устная просьба воспринимается чиновником как слабость, трусость, неуверенность в себе. В лучшем случае – как лень. Кроме того, большинство чиновников устроено так, что они просто не способны услышать устную жалобу. Такая у них профессиональная особенность.
Правило 5.
Уважайте процедуру
Допустим, вы твердо решили жаловаться. Теперь нужно решить: кому и как?
Жаловаться следует начинать с самой низшей инстанции.
Первая жалоба может быть адресована именно тому, кто нарушил ваши права. Как только вы получите от него ответ, который вас не устраивает, немедленно жалуйтесь выше. Если и тогда проблема не решилась – еще выше и выше. Каждый раз жалуйтесь на нарушение закона предыдущими чиновниками, не реагирующими на ваши жалобы, и на нарушение сроков ответа на ваши жалобы, а также на чиновников, которые не решают вашу проблему. Очень полезно в конце каждой жалобы напоминать о законах, которые обязывают чиновника в письменном виде отвечать на любую письменную жалобу в десятидневный срок: статья 40 Конституции Украины, Закон Украины «Об обращениях граждан» (принят Верховной Радой Украины 02.10.1996 г.) и Указ Президента Украины «О мероприятиях по обеспечению конституционных прав граждан на обращение» от 19.03.1997 г.
В статье 40 Конституции Украины говорится: «Все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращения и дать обоснованный ответ в установленный законом срок».
Не стоит приводить эту цитату в первой жалобе, потому что каждый уважающий себя чиновник знает ее наизусть. А уж если кто-то из них забудет и нарушит срок ответа, тогда в жалобе к высшей инстанции смело цитируйте – быстрее получите ответ.
Добивайтесь только письменных ответов. Помните: чиновник не может, как вы, отказаться отвечать на вопрос, свидетельствовать, подписывать протоколы до прихода адвоката. Он обязан сделать это по вашему требованию, как и по требованию любого другого гражданина. Если, конечно, вы сами не нарушаете закон.
Во всех жалобах вы затрагиваете только один вопрос.
Если у вас два вопроса – пишите две жалобы и т. д.
Непременно указывайте, какая норма закона нарушена относительно вас лично.
Никогда не пишите, например, что «мне, как и другим работникам нашего предприятия, не выдают зарплату». Пишите только о себе. И не ленитесь перечислить все статьи законов, нарушенные вашими обидчиками. А у ваших коллег тоже имеются бумага и ручки – пусть тоже пишут. Но каждый только о своей проблеме.
Жалоба должна быть короткой и корректной.
Не давайте повода чиновнику обидеться хотя бы на одно слово вашей жалобы. Если это «хороший чиновник», он быстро отреагирует на ваше справедливое корректное требование и решит проблему. Если это «плохой чиновник», который своими противоправными действиями создал для вас неприемлемую ситуацию, то пусть выпутывается, отписывается и – оставляет письменные следы, которые дадут вам право жаловаться выше.
Один лист текста – и ни строчки больше.
Жалобщики-виртуозы умеют изложить любую проблему на пол-листа. Настоящие асы – на четверть листа. Но если у вас и после десяти переписываний мелким почерком выходит две страницы, смело несите их в канцелярию. Ведь вы еще только начинаете нелегкий путь жалобщика.
Правило 6.
СОБИРАЙТЕ АДРЕСА ЧИНОВНОЙ ВЕРТИКАЛИ,
на которую вам придется карабкаться с вашими жалобами. Спрашивайте у родственников и друзей – хоть один из них сообщит интересную для вас информацию. А еще лучше – обратитесь к правозащитным общественным организациям. Там не только помогут узнать нужные адреса, но и могут написать чиновнику запрос по вашей теме от имени организации на солидном бланке. Это в вашей битве приравнивается к тяжелой артиллерии.
Если в кабинете чиновника у вас хватит духу вежливо спросить: «А кто ваш непосредственный начальник?», – можете себя поздравить: вы созрели в полноценного квалифицированного жалобщика, достойного уважения и побед.
Правило 7.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СОПЕРНИЧЕСТВО ЧИНОВНИКОВ
Это средство годится, если вашу проблему могут решить несколько должностных лиц одного уровня. В этом случае начните с жалоб «на личных приемах». Предварительно проведите разведку в приемных: граждане в очередях могут рассказать много интересного о характерах чиновников и отношениях между ними. Если вы деликатно намекнете «хорошему чиновнику», что его коллега «плохая», это может вдохновить «хорошего» на немедленное решение вашей проблемы.
Правило 8.
В ИСКУССТВЕ ЖАЛОВАТЬСЯ НЕТ ПУСТЯКОВ
Жалоба начинается с «шапки», в которой, кроме точного адреса, стоит написать слово «Копии» и оставить 5-6 (или 8-10) пустых строк. Потом вы сможете по одному вписывать туда адресатов, которым будете посылать жалобу в копиях. Но самому первому адресату оставьте эти строки пустыми. Пусть подумает, кому вы еще послали этот текст.
Начинайте жалобу со ссылки на указ Президента, постановление главы администрации или начальника ЖЭКа. «Указ», «постановление» и т. п. – магические слова, которые действуют на чиновника на рефлекторном уровне. А документ, который подходит к теме вашей жалобы, всегда найдется – только не ленитесь поискать.
Обязательно укажите, какие нормы законов нарушены относительно вас лично. Не забудьте в конце написать «С уважением к Вам». Даже если никакого уважения вы не чувствуете, эта маленькая приписка покажет чиновнику, что у вас железная выдержка и непреклонная уверенность в быстром решении проблемы.
Правило 9.
ГЛАСНОСТЬ – ВАША «ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ»
Бороться можно только гласно. Вы для чего-то выбирали депутатов? Так дайте им теперь возможность оправдать ваше доверие! Соберите координаты всех ваших депутатов: районного, городского, областного, народного ВР – и пишите им, пишите! У них имеются помощники, общайтесь с ними. Адреса и телефоны вам охотно сообщат в районном, городском или областном Советах.
Пресса не зря называется «четвертой властью» – используйте и это оружие. Журналисты всегда ищут конфликтные темы – так помогите им. Сделайте для журналиста копии со всех чиновничьих отписок. И чем грубее и бездушнее они будут, чем больше в них будет грамматических и стилистических ошибок, тем более будет радоваться журналист. А если вы сумеете заинтересовать журналиста настолько, что он пошлет официальный запрос от редакции по вашему делу с припиской «в связи с подготовкой публикации», можете не сомневаться: чиновник на определенное время станет праведным поклонником законности и ревностным слугой народа (и вашим в том числе).
Не забывайте рассылать публикации во все инстанции по вертикали. Чиновники в какой-то степени тоже люди, и печатное слово действует на них сильнее, чем написанное.
Правило 10.
ПОЧИТАЙТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧИНОВНИКА
Не указывайте в «шапке» заявления сразу десяток адресов. Не ставьте в один ряд больших и малых чиновников, не покушайтесь на святое – иерархию. Жалоба должна быть индивидуальной, как объяснение в любви.
Вы обращаетесь за помощью к конкретному Ивану Ивановичу, потому что вы уверены в его справедливости, влиятельности, авторитетности. Вы не сомневаетесь, что в его власти спасти вас от беззакония других.
Правило 11.
ЗАВЕДИТЕ ПАПКУ «ДЕЛО №___»
В папке будут храниться копии всех документов по вашему делу.
Даже если вы очень несмелый человек, вам придется с самого начала приучить себя к тому, чтобы в кабинетах вежливо и неотступно принуждать регистрировать ваши бумаги. Вы не можете уйти из кабинета до тех пор, пока на копии вашей жалобы не будет стоять отметка «принято» с датой и подписью ответственного лица. Все бумажки у вас – минимум в двух экземплярах! Больше – можно, меньше – ни в коем случае (лишняя копия может понадобиться для журналиста или случайно встреченного в коридорах мэрии общественного правозащитника).
Если вы все еще теряетесь перед секретарями чиновников либо вам отказывают в регистрации жалобы – не беда. Просто вам придется потратить немного денег на конверты и марки и отослать жалобу с «сообщением о вручении». На листке, который приклеивается к письму и возвращается к вам же с отметкой о получении его адресатом, обязательно напишите тему жалобы. Даже если места очень мало – пишите так, чтобы суть была понятна. Тогда адресат (или его секретарь из канцелярии) распишется не просто за лист, а за тему. Таким образом, почтовый работник зарегистрирует вместо вас вашу конкретную жалобу. А ход жалобы в аппарате управления строго регламентирован.
И ответственность чиновника за нее – тоже.
Листок «сообщения о вручении» вы тоже положите в папку.
В ней должно быть все – даже троллейбусные билеты, даже чеки за валидол и справки из поликлиники об ухудшении вашего здоровья из-за потрясения от беззаконного постановления власти по поводу лично ваших проблем.
Никогда не ленитесь после «строгих приемов» у должностных лиц сходить к участковому врачу и пожаловаться на бессонницу, расстройство нервной, желудочной и любой другой системы. Пусть участковый врач выпишет вам сердечные капли… Вам придется потратить на это немного времени, но запись в вашей карточке именно участкового врача, именно в государственной поликлинике является неопровержимым доказательством ваших моральных и материальных убытков не только для высших инстанций, но и для суда. Помните: жаловаться – это серьезная длительная работа. Ленивые не побеждают.
Правило 12.
Не ДАВАЙТЕ ЧИНОВНИКУ ЗАБЫТЬ О ВАШЕМ ДЕЛЕ
Не нарушайте расписание «атак» и не позволяйте расслабиться партнерам по соревнованию, не оставляйте им ни минуты для мечтаний о том, что вы, возможно, «утихомирились».
Правило 13.
КРЕПКО ДЕРЖИТЕСЬ ЗА СТАТЬЮ ЗАКОНА,
которую они нарушили относительно вас. Чиновник привык общаться намеками: «Вы же сами понимаете, за что вас уволили». - «Нет, не понимаю, объясните, пожалуйста». Не «ведитесь» на обсуждение вашего характера, недостатков вашей тещи или детей. Что бы он вам ни объяснял, вежливо переспрашивайте, является ли это основанием для нарушения статьи такой-то закона такого-то. Ибо таких оснований нет и не должно быть, и вы оба это хорошо знаете.
Правило 14.
ИЗУЧАЙТЕ ЖИЗНь И ПРИВЫЧКИ ЧИНОВНИКОВ
Среди начинающих жалобщиков бытует мысль, что современный чиновник «прикрыт» со всех сторон и во всех случаях. В действительности это не так. «Наверху» чиновника будут защищать ровно до тех пор, пока это не угрожает тому, кто защищает. Никто не будет до конца «подставляться» за коллегу в чиновническом мире. Тем более что на его место стоит большая очередь.
Правило 15.
НЕ СПЕШИТЕ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД
В настоящее время любимой отговоркой апаратчиков стало: «Идите в суд – пусть там решают». Не поддавайтесь на это, пока не будете готовы. Пусть чиновник в письменном виде посоветует вам обратиться в суд. Тогда у вас будет полное право в судебных бумагах и в жалобах «наверх» писать, что вы обратились в суд по рекомендации этого самого чиновника. Можете не сомневаться, что чиновнику перепадет «на орехи» по полной программе.
Все наши суды завалены малыми и большими исковыми заявлениями. К суду следует тщательным образом готовиться и собирать материалы. Лучше сделайте все, чтоб решить дело на досудебном уровне. Но если не выйдет – все ваши копии и справки, квитанции и чеки очень помогут судье быстро разобраться в проблеме и настроят его в вашу пользу. Ибо судьи ценят тщательным образом и грамотно выполненную работу.
Правило 17.
НЕ СЧИТАЙТЕ ЧИНОВНИКОВ ДУРАКАМИ
Важно понять, что полный дурак туда не пробьется. А если пробился, следовательно, это кому-то нужно. Возможно, он только притворяется дураком.
Самое важное правило
В каждом своем тексте вы демонстрируете, подчеркиваете, настаиваете, что закон для вас – Превыше всего, что он нерушим и неотменим и что вы не верите в возможность сознательного нарушения законов государственными служащими всех уровней, вплоть до гаранта Конституции.
Если вам кажется, что все эти советы слишком просты и слишком оптимистичны, то это только кажется. Попробуйте выиграть маленькое крохотное дело, получите победу над мелким чиновником. Тогда вам станет понятно, что вы способны сделать намного больше.
ЧЕГО БОИТСЯ ЧИНОВНИК?
все без исключения аппаратчики опасаются:
1. «Плохой статистики». Если вы испортите чиновнику статистику своими жалобами, да еще и поддержанными обращениями ваших коллег, общественности, профессиональных союзов, прессы (каждый пусть пишет отдельное обращение), то это – неопровержимое доказательство его плохой работы.
2. Умных жалоб «наверх». Ибо разумная жалоба – это неопровержимый компромат в руках начальника и законное основание освободить теплое аппаратное место. Новый чиновник всегда будет помнить, что предшественника сняли с вашей «подачи», и на всякий случай отнесется к вашим жалобам внимательнее – чтобы не «влипнуть».
3. Гласности во всех ее проявлениях. Но об этом мы уже упоминали выше.
4. «Разборок» между депутатским и административным корпусами. Как правило, между этими ветвями власти наблюдается противостояние. Достаточно часто можно заметить конфронтацию между представителями областной и городской власти. Так вот, не забывайте копии посылать обеим противостоящим сторонам. Они сами используют вашу жалобу должным образом в своих чиновничьих «битвах».
Олег Царев, Партия Регионов Днепропетровск.
По материалам: tsarov.com.ua
"Ты ни при чём? Равнодушие убивает не хуже пули!"