"Пневмовакуумное клапанное ружье для подводной охоты с трехступенчатым торможением поршня. Отдельные технические решения данного ружья общеизвестны и широко используются как в серийных изделиях, так и выполняются специалистами в своих самодельных конструкциях. Перед автором данного ружья стояла цель создания ружья для охоты в холодной пресной воде с максимальным коэффициентом полезного действия, максимальной безопасностью, минимизацией усилий при его зарядке. Такие параметры как вес ружья, сложные конструкторские решения и др. по большой мере не принималось во внимание.
В результате анализа предпочтение было отдано пневмовакуумной системе, а с позиции безопасности клапанному спусковому механизму, с ручкой выполненной в задней части ружья. При реализации проекта не было никаких проблем, так как пневмовакуумная система была отработана еще в том «Веке», а рабочие чертежи клапанного спускового механизма (ружье Континент) любезно предоставлены Ю.С. Гладковым, а самое главное то, что было достаточное количества друзей заинтересованных в реализации данного проекта Вахрушев Андрей Николаевич, Лапардин Андрей Анатольевич и др.
В результате проведенной аналитической работы определилась принципиальная схема ружья. Что мы поимели:
- удобство поступенчатой зарядки гарпуна (чуть-чуть зарядил, «перекурил» и т.д. до зарядки на полную мощность ружья, или не на полную мощность - охота в условиях частичной зарядки);
- отсутствие напряженного, опасного механического зацепа поршня в заряженном состоянии, как результат максимальная безопасность и минимальный вес поршня 3 грамма.
Какие задачи были решены, какие пришлось решать?
Так как ружье пневмовакуумное, то система поршень-гарпун более стремительно разгоняется по стволу, чем в классическом пневматическом ружье. Поршень ударяется в переднюю втулку при минимальном количестве воды в стволе, т.е. практически твердое тело бьет по твердому телу, в физике это именуется как абсолютно жесткий удар. Естественно звук удара растет, ресурс поршня стремительно падает, что делать? В этой связи была разработана сложная, но эффективная система торможения поршня изображенная на схеме 2. Все детали поименованы на схеме. Перед зарядкой ружье опускается в воду для заполнения полостей гидротормоза. Затем гарпун вводится в ствол и производится зарядка. Как работает система торможения при выстреле?
На схеме желтым цветом обозначен сжатый воздух в ресивере, синим –вода. Пара сопрягаемых деталей, поршень-демпферная втулка, образует область гидротормоза, когда поршень частично входит в демпферную втулку - здесь происходит гидроудар и поршень мгновенно тормозится. В этот момент гарпун отделяется от поршня. В результате, абсолютно жесткого удара и не происходит. Далее пара поршень-демпферная втулка, «облегченная» на массу гарпуна, начинает совместное движение. В этот момент вступают в работу дроссельные отверстия в демпферной втулке, которые находятся на ее фланцевой поверхности. На цветной принципиальной схеме движение жидкости через дроссельные отверстия обозначено стрелками. Из опыта: если этих отверстий нет, то фланец просто отрывается через какое-то время. Строгих зависимостей по количеству и диаметру не выводилось - регулярно менялись размеры с учетом вариаций размеров ружей. Отверстия должны быть-и это все! Как правило, хватало 4 отверстия диаметром 3-4мм, что зависело от максимально допустимого размера фланца демпферной втулки. Также жидкость дросселируется вперед под гарпун - этот режим не принципиален, так как жидкость просачивается и по сопрягаемой поверхности передней части демпферной втулки.
Система поршень-ответная втулка- механическая пружина- упорная втулка обеспечивает безударное (твердое по воде) торможение поршня до полной остановки. Система торможения обеспечивает функционирование двух гидрозатворов, одного гидродросселя. Механическая пружина тормозит "маленько", ее основное назначение, возвратить всю систему деталей торможения в исходное боевое положение при зарядке ружья.
Для обеспечения максимальной точности стрельбы и минимизации поперечного сечения системы гарпун-линь, было принято решение отказаться от традиционных скользящих втулок гарпуна. Для этого выполнена передняя привязка гарпуна, а вместо традиционных скользящих втулок использована петелька из того-же линя, предварительно пришитая на месте скользящей пластмассовой (металлической) втулки. Что при этом получили? Точность стрельбы, соизмеримую с точностью при стрельбе с традиционными скользящими втулками, резкое увеличение ресурса качества поверхности гарпуна и соответственно манжеты. Веревочная петля не так активно затирает поверхность гарпуна, как например пластмассовая втулка. А отсутствие утолщенного хвостовика на гарпуне, для удержания скользящей пластмассовой втулки «делает» ресурс манжеты «вечным». Заделка линя в передней части гарпуна и пришитая петелька в районе «хвоста» гарпуна изображены на фотографиях. В результате бесчисленных экспериментов, начиная с самодельно отливаемых манжет, манжет применяемых в ружье «Таймень» Михаила Кузнецова – любезно предоставленных им для испытаний, за что ему отдельное спасибо, предпочтение было отдано армированным манжетам общепромышленного назначения в резиновом исполнении для зимних условий охоты и фторкаучуковым для летних условий охоты. Наружный, посадочный диаметр манжеты 22мм, толщина 7мм-6мм, внутренний диаметр в зависимости от используемого диаметра гарпуна 7-8-9мм. «Резиновые» манжеты всегда есть в продаже и стоят копейки, а качество исполнения, особенно импортных не соизмеримо лучше самодельных. Фторкаучуковые от автомобилей Тойота, стоят в три раза дороже и достаточно жесткие, на морозе легко ломаются, но имеют существенно меньший коэффициент трения.
В надульнике вмонтирована капролактамовая (текстолитовая) втулка скольжения. Внутренний диаметр этой втулки, имеет отверстие строго по диаметру гарпуна. Таким образом, гарпун практически без зазора перемещается по ней, что тоже положительно влияет на точность стрельбы. К недостаткам данной системы привязки, можно отнести висящую петлю линя, которую желательно заправлять, например под уже намотанный линь или резиновое колечко, предварительно одетое на ресивер. Но как показала практика зимней охоты на Ангаре, веревочная петелька в районе хвоста гарпуна оказалась лишней на данных дистанциях стрельбы. Удаление данной петельки увеличило скорость полета гарпуна и «пропала» проблема висящей петли – ее не стало.
Амортизатор линя крепится петлей удавка к металлической скобе в надульнике, она же является передним линь держателем. С позиции минимизации зацепов линя за амортизатор, желательно амортизатор крепить на отдельную заделку ( вне линьдержателя).
Конуса в поршне нет. Но отверстие необходимо для центрирования хвостовика гарпуна в стволе (чтобы гарпун не «юзал» по стенкам, милого сердцу, ствола). Гарпун держится в стволе за счет вакуума и сил трения в манжете. Канавка на гарпуне... туда я складываю солидол и прочее, что найду в грязной воде.
С уважением к читателям С.В. Трунов
Ружья выполнены трех типоразмеров, остальные по длинам остатков стволов. Длина ствола 550мм (рабочий ход поршня 535мм), при этом от кончика надульника до конца рукоятки 800мм - это габаритный размер ружья без гарпуна - эти ружья на все лето на все наши условия. При длине ствола 710мм (рабочий ход поршня 695мм), габаритный 910мм - эти по чистой воде. Третий типоразмер - длина ствола 820мм (рабочий ход поршня 805мм), габаритный 1030мм. Экспериментальный образец "ближнего боя" имеет длину ствола 400мм и гарпун 6мм - тот самый, что бьет все навылет, но пристреляться не успел. Компоновка ружья совершенно необычная, не вписывается в общепринятые подходы к ружьям - ее видели все присутствовашие на "сходке". Есть и промежуточные размеры, по одной штуке длина ствола 600мм, 450мм. Стволы нержавейка с поршнем диаметром 13мм. Гарпуны диаметром 8мм (на ружье можно ставить гарпуны диаметром от 6мм до 9мм). Гарпуны могут быть как с скользящей втулкой, так и без нее -т.е. с передней привязкой. При этом надульник имеет посадочный размер диаметром 10,2мм под скользящую втулку гарпуна. Для увеличения точности - уменьшения разброса, отдачи при стрельбе массы деталей увеличены и разнесены по длине (увеличен момент инерции). Соответственно масса ружья без гарпуна 1,300 кг - при стволе 550мм, 1,52кг - при длине ствола 710мм, 1,8кг при длине ствола 820мм. Без пенопласта плавать не будет! Ресивер Д16Т, наружный диаметр 42мм - для уменьшения перепада давлений в процессе зарядки-выстрела. Внешний вид ручек, спускового курка, будет изменен - это пробное литье (уже изготавливаются другие прессформы - в надежде на меньшую слесарку в последующем). Компоновка спускового механизма, обеспечившей минимальные размеры - признана идеальной по отзывам Краснодарцев и др. Усилия на спусковом крючке "отсутствуют" (работает 95Х), видимо появятся со временем, по мере износа. Торможение поршня обеспечено гидродросселем. Клапанный механизм. Насос с перепускными отверстиями и бегающим уплотнением - обратный ход без усилий. При "нужде" можно накачать ружье гарпуном, но поверьте это не очень удобно. Основные детали выполнены из нержавейки, поршень "делрин". Ух..., кажется основные вещи рассказал. С ув. С.В."
Статья скопирована с podvoh.ru
Если изделие работает, то уже не важно, где и чем оно сделано...
Мы в глупости своей шлифуем мастерство...
пренебрегая Тем , Кем создан Мир давно......